

Туризм и природа: бедуины против курорта Рас-Ханкораб на Красном море в Египте
Проекты по развитию туризма на Красном море снова оказались в центре общественных споров. Планы по коммерческой застройке пляжа...
Эксперты и власти обсуждают последствия наплыва туристов и новые стратегии устойчивого развития туристической отрасли в странах ЮВА.
После тяжёлых лет пандемии Азия вновь стала одним из самых притягательных туристических регионов мира. По данным Всемирной туристской организации ООН, в 2024 году число иностранных туристов в странах Азии выросло на 33% по сравнению с предыдущим годом. Это стало ощутимым толчком для экономик, сильно зависящих от туризма, но также привело к перегрузке инфраструктуры в ряде популярных направлений — в частности, на тайском острове Пхукет, индонезийском Бали и в японском Киото.
Однако успех туротрасли вызвали перенасыщение инфраструктуры и усталость местного населения от туристов.
На Пхукете, который принял более 9 миллионов туристов за 2024 год, местные власти сталкиваются с последствиями роста: дефицит воды, перегруженные пляжи, транспортные пробки. “Мы безусловно приветствуем возвращение туристов, но столкнулись с реальностью: наш остров не рассчитан на такой масштаб,” — отмечает Супанья Танапунг, представитель администрации провинции.
Пхукет и до пандемии сталкивался с проблемами избыточного туризма. В 2025 году на Пхукете снова зафиксированы рекордные уровни автомобильного трафика и нехватка гостиничных номеров в высокий сезон.
На Бали ситуация похожа: в 2024 году остров посетили более 6,3 млн туристов. Перенаселённые пляжи, рост количества бытовых отходов и случаи неуважения к местной культуре стали причиной для пересмотра турполитики. В начале 2025 года правительство Индонезии ввело туристический сбор в размере 150 000 рупий (около $10) и начало кампанию по информированию иностранных гостей о правилах поведения на острове.
В Киото власти вынуждены ограничивать доступ туристов к некоторым храмам и пешеходным улицам в периоды пикового наплыва. “Местные жители жалуются на шум, толпы и утрату спокойствия, с которым традиционно ассоциируется город,” — сообщает Хироми Ямада, эксперт по устойчивому туризму из Университета Киото.
В ответ на вызовы правительства стран Азии усиливают акцент на устойчивом развитии туризма. Таиланд продвигает стратегию “high value, low impact” — акцент на туристах, приносящих больший вклад в экономику, но оказывающих меньшее давление на природу и культуру. Аналогичные подходы реализуются во Вьетнаме и Малайзии.
В Японии запущены пилотные программы по продвижению малоизвестных регионов, чтобы перераспределить туристический поток. Индонезия продвигает концепцию “5 новых Бали”, развивая направления за пределами популярных курортов — например, Лабуан-Баджо и озеро Тоба.
Анне-Софи Гийо, аналитик Европейского института туризма, отмечает: “Азиатский туризм восстанавливается впечатляющими темпами, но риски перегрева очевидны. Если страны не смогут управлять потоками устойчиво, это может подорвать не только качество сервиса, но и туристический имидж.”
По словам профессора Хироси Мацуи из Киотского университета, «нельзя просто вернуться к допандемийному уровню туризма без изменений. Сейчас важно переосмыслить модель роста — от массового потребления к качественному, устойчивому туризму, выгодному и для экономики, и для местных сообществ».
Судя по текущим тенденциям, азиатские направления останутся в центре внимания международных туристов и в 2025 году. Однако чтобы избежать кризиса перенасыщения, странам региона предстоит найти баланс между экономической выгодой и сохранением качества жизни местных жителей и природы.
Ответом на эти вызовы стали меры по продвижению устойчивого туризма. Власти Индонезии, например, продвигают развитие альтернативных направлений, таких как Сумба, Лабуан-Баджо и озеро Тоба. В Таиланде усиливаются информационные кампании, объясняющие правила поведения и культуру, особенно в районах с высокой плотностью туристов.
В Японии и Южной Корее внедряются системы предварительного бронирования посещения популярных достопримечательностей, чтобы регулировать потоки людей. А Вьетнам активно развивает чартерные рейсы к менее известным курортам.
В странах Азии всё чаще звучат предложения внедрять квоты на въезд, туристические лицензии, а также инвестировать в инфраструктуру, рассчитанную не только на краткосрочные визиты, но и на долгосрочное развитие.
Очевидно, что туристический бум приносит не только доход, но и серьёзные вызовы. Успех стран региона будет зависеть от того, насколько быстро они смогут внедрить долгосрочные устойчивые стратегии, способные сохранить уникальность своих направлений.