

Туризм и природа: бедуины против курорта Рас-Ханкораб на Красном море в Египте
Проекты по развитию туризма на Красном море снова оказались в центре общественных споров. Планы по коммерческой застройке пляжа...


Рентабельность гостиничного бизнеса в России в 2026 году продолжит снижаться на фоне роста издержек и замедления динамики внутреннего туризма. Такое мнение высказал вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ), управляющий партнер и член совета директоров Cronwell Hospitality Group Алексей Мусакин.

По его словам, с 1 января 2026 года гостиничная отрасль столкнется с дополнительной налоговой нагрузкой. В частности, максимальная ставка туристического налога, взимаемого со стоимости размещения, вырастет с 1% до 2%. Кроме того, значительная часть отелей будет переведена на уплату НДС в связи с изменениями в применении упрощенной системы налогообложения.
«Переход на НДС затронет около 60% всех гостиничных предприятий России. Это существенно увеличивает расходы отелей», — отметил Мусакин.
Дополнительным фактором давления на бизнес станет рост страховых взносов для малого бизнеса — с 15% до 30%. При этом фонд оплаты труда в отрасли продолжает увеличиваться. Средняя заработная плата в гостиницах уже достигает 75 тыс. рублей, а за последние два–три года рост зарплат составил почти 50%, в первую очередь за счет операционного персонала, который формирует основную часть штата.
«Рентабельность гостиничного бизнеса и без того невысокая, а сейчас она продолжает снижаться», — подчеркнул вице-президент РСТ.
Ситуацию осложняет и замедление роста спроса. По оценке эксперта, внутренний туризм сохраняет положительную динамику, однако темпы уже не сопоставимы с предыдущими годами. В 2026 году отрасль может выйти на плато по спросу.
«У отелей остается крайне мало возможностей для маневра. Повышение цен даже на 10% уже негативно отражается на спросе», — пояснил Мусакин.
При этом в конце 2025 года и в течение 2026 года на рынок выйдут новые объекты размещения — не менее 10–12 тыс. мест. С одной стороны, это улучшит ситуацию с номерным фондом в отдельных регионах, с другой — усилит конкуренцию и создаст риски для действующих гостиниц, так как новые объекты традиционно перетягивают на себя часть спроса.
Эксперт также не исключает, что в условиях низкой маржинальности и возможного снижения загрузки отельеры начнут экономить на ремонте и модернизации, что может негативно сказаться на качестве номерного фонда в целом.
В то же время Мусакин считает, что отрасль способна адаптироваться к новым условиям. Он отметил значительную роль государственной поддержки, которая позволила компенсировать фактическую потерю въездного турпотока за счет развития внутреннего туризма.
«Льготное кредитование строительства отелей по постановлению №141 и субсидии на модульные гостиницы — это беспрецедентная поддержка. Без этих мер развитие туризма шло бы гораздо медленнее», — заявил он.
По его словам, дополнительным стимулом для отрасли может стать привлечение частных инвесторов — физических лиц — в строительство гостиничных номеров. Ожидается, что соответствующие механизмы заработают уже в начале 2026 года.
Кроме того, позитивным фактором может стать рост въездного туризма из Китая на фоне безвизового режима. Китайские туристы, как правило, путешествуют индивидуально, отличаются более высоким средним чеком и частично компенсируют отсутствие европейского турпотока, который ранее обеспечивал значительную загрузку отелей.
Согласно данным РСТ, в 2025 году количество туристических поездок по России приблизится к 97 млн, что на 5,8% больше показателя 2024 года. При этом еще в декабре прошлого года годовой прирост оценивался в 16%, что также указывает на замедление темпов роста внутреннего туризма.







