top of page
  • Фото автораtourpressa.com

Greenpeace: для большей части пластиковых товаров и упаковки в России путь один — на свалку

В подавляющем числе регионов на переработку не попадут капсулы от кофе, тюбики от зубной пасты, пакеты от заморозки, пластиковые крышки для кофейных стаканчиков и другой одноразовый пластик

Российское отделение Greenpeace выпустило новый доклад «Экономика разомкнутого цикла: исследование возможности вторичной переработки пластмасс». В рамках исследования эксперты проекта «Ноль отходов» составили список одноразовых товаров и упаковки, которые чаще всего встречаются в быту и которые сложно переработать: бутылки от масла и молока, стаканчики от йогуртов или сметаны, пластиковые тарелки и приборы, тюбики от зубной пасты и крема, подложки из-под мяса и другие.

В течение шести месяцев эксперты изучали, какую часть таких товаров примут заготовители по всей России — именно они собирают вторсырье и готовят его для продажи на перерабатывающие заводы. В выборку Greenpeace попали 394 заготовителя, которые обозначены в территориальных схемах обращения с отходами субъектов России и на портале Recyclemap — интерактивной карте, на которой указаны пункты приёма вторсырья.


Результаты исследования показали, что ни один российский заготовитель не примет саше-пакеты (в них упаковывают чайные пакетики), а пластиковые капсулы от кофе возьмёт лишь один. Кроме того, заготовители редко берут тюбики от зубной пасты, пакеты от заморозки, пластиковые кофейные стаканчики и крышки для них, трубочки, мешалки, столовые приборы и тарелки.



Меньше всего заготовители готовы брать товары, сделанные из поливинилхлорида (маркировка ПВХ, 3) и смешанного пластика (маркировка «Другое», 7). Такие материалы, как полипропилен (маркировка ПП, 5) и полистирол (маркировка ПС, 6), тоже не пользуются популярностью у заготовителей.

«Производители должны помечать товары и упаковку специальным знаком (треугольник с цифрой), который говорит о возможности их переработки. Но это не означает, что любой предмет с такой маркировкой примут заготовители. И как показывает наше исследование, они отказываются от большей части товаров и упаковки с таким знаком. Получается, он может вызвать ложные ожидания у покупателя, который во время покупок обращает внимание на треугольник и надеется, что товар попадёт на переработку», — комментирует Анна Крюкова, экспертка проекта «Ноль отходов» Greenpeace в России.

Ни один товар из списка Greenpeace не примут заготовители в Чечне, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии, Тыве, Республике Алтай, Магаданской области и Еврейской автономной области. Больше половины товаров из списка примут только в Москве и Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Новосибирской, Саратовской, Челябинской, Ярославской, Пензенской, Новгородской, Костромской, Иркутской, Волгоградской, Брянской и Томской областях.

«Часто можно услышать, что только переработка спасёт Россию от мусорного кризиса. Но это не так. Как мы видим, бóльшая часть одноразовой упаковки из пластика на переработку просто не попадает, а оказывается на свалках, в печах МСЗ или в окружающей среде. Чтобы этого избежать и решить мусорную проблему, нужно отказываться от одноразовых немедицинских пластиковых товаров в России. Мы надеемся, что власти учтут результаты нашего исследования и рекомендации при составлении списка товаров, которые нужно ограничивать, в том числе в рамках реализации концепции расширенной ответственности производителей и импортёров товаров и упаковки (РОП)», — продолжает Анна Крюкова.

Для решения проблемы отходов эксперты Greenpeace рекомендуют:

  • Производить меньше отходов

  • Переходить на многоразовые альтернативы

  • Стандартизировать тару и упаковку

  • Стимулировать отрасль переработки вторсырья и развивать структуру раздельного сбора отходов

  • Отказаться от мусоросжигания

Методика исследования:

Эксперты Greenpeace в России изучали работу заготовителей, обозначенных в территориальных схемах обращения с отходами субъектов России и на портале Recyclemap.

В выборку попали только те компании, которые принимают вторсырьё от населения бесплатно или за вознаграждение, мусоросортировочные станции, работающие и со смешанными отходами, а также региональные операторы, которые принимают вторсырьё. Эксперты не проверяли благотворительные, временные и платные пункты приёма, фандоматы и точки сбора в магазинах, торговых центрах и офисах. Не учитывались и акции по сбору вторсырья.


Такой отбор позволил проанализировать доступность РСО и сортировки для всех жителей России независимо от того, какой у них достаток, готовы ли они накапливать дома вторсырьё и других ограничивающих параметров.

Эксперты изучали открытые данные: сайты и социальные сети организаций, городских администраций, фотографии на контейнерах, загруженные на портал Recyclemap. Если не хватало данных из открытых источников, эксперты уточняли информацию по электронной почте или в социальных сетях, чтобы получить документальные подтверждения.

При анализе данных эксперты отвечали на вопрос: есть ли доказательства, что заготовитель принимает виды пластика из списка Greenpeace.

Comments


ssfr-001.jpg

Выбор редакции