top of page
  • Фото автораtourpressa.com

Сколько диких лесов осталось в мире и как быстро мы их теряем

Наше поколение — последнее, которое ещё может сохранить дикие леса Земли как регулятор климата планеты и резерв её биологического разнообразия. Если не принять срочных и эффективных мер по сохранению диких лесов, основная их часть исчезнет уже в ближайшие 20 лет.

С начала 2021 года эксперты российского Гринпис и Мэрилендского университета работали над созданием новой карты диких лесов (или малонарушенных лесных территорий — МЛТ), которая показывает, как и с какой скоростью они исчезали за последний 20 лет и как быстро будет уменьшаться их площадь в будущем. Данные показывают, что за прошедшие 20 лет (2000–2020) мы потеряли 12% диких лесов мира, что примерно эквивалентно трёхкратной площади Испании. Если этот процесс продолжится с той же скоростью, к 2050 году мы лишимся трети лесов по их площади в сравнении с началом XXI века. Однако потери распределены по миру неравномерно, и можно предположить, что к середине века в Восточной Сибири, Юго-Восточной Азии и Экваториальной (Центральной) Африке от крупных массивов диких лесов не останется ничего. Главные угрозы — катастрофические пожары, промышленная заготовка древесины, добыча полезных ископаемых, а в некоторых странах тропического пояса — расчистка новых земель под сельское хозяйство. Но каждый год скорость потерь диких лесов в мире растёт — за последние семь лет на 28% по сравнению с предыдущим периодом. Самый высокий рост ежегодной площади потерь МЛТ происходит в России — на 140%, с 14 до 33 тысяч кмч в год.


Сейчас на малонарушенные лесные территории приходится всего около 20% лесов нашей планеты. Но потеря этих территорий, остатков диких лесов, будет иметь крайне опасные последствия для всей земной жизни:

  • исчезнет один из главных регуляторов глобального климата, имеющий ключевое значение не только для углеродного баланса атмосферы, но и для переноса влаги от океанов вглубь континентов, для обеспечения водой людей и сельского хозяйства;

  • будут потеряны самые надёжные, максимально защищённые от негативного влияния человека, вместилища биологического разнообразия, огромного количества видов живых организмов, и в результате — резко усилится одна из самых мощных в истории Земли волн массового вымирания;

  • не получится сохранить среду обитания и культуру многих коренных народов, чей образ жизни тесно связан с большими дикими территориями, особенно в странах тропического пояса.

Что делать, чтобы спасти дикие лесаНебольшая часть диких лесов охраняется уже сейчас, так как она входит в состав заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий. Но их количества и площади всё ещё недостаточно ни для того, чтобы леса продолжали создавать особую природную среду, ни для того, чтобы сохранить всё богатство жизни нашей планеты. Тем не менее спасти дикие леса можно, но для этого нужны быстрые и решительные действия как на международном уровне, так и на уровне каждой из крупных лесных стран.

Нужно полностью перестать поддерживать новые проекты, которые подразумевают заготовку древесины в диких лесах и строительство новых перерабатывающих предприятий, рассчитывающих на эту древесину. Не поддерживать — значит не передавать их в аренду и не выделять деньги на их освоение.


Без поддержки государства и крупных транснациональных финансовых или лесопромышленных корпораций освоение большей части диких лесов станет невыгодным. В диких лесах не будет рубок и не будет людей, которые смогут устроить пожар в тайге. Катастрофических пожаров станет меньше, а справиться с остальными будет легче.

Нужно развивать правильное лесное хозяйство на давно освоенных и преобразованных человеком землях, чтобы не было необходимости забираться за древесиной всё дальше и дальше вглубь оставшихся диких лесов.

Чтобы сохранить дикую природу, надо не просто рубить лес, который вырос самостоятельно, но и специально выращивать леса на уже освоенных территориях, например, на заброшенных землях, которые не планируют возвращать в сельскохозяйственный оборот. Если сейчас начать использовать их для лесоводства, через 20–40 лет с них можно будет получать больше древесины, чем рубится и разворовывается сейчас в остальных лесах. Добиться той цели, которая поставлена недавно утверждённой правительством Стратегией низкоуглеродного развития Российской Федерации, без сохранения малонарушенных лесных территорий невозможно.

Comments


ssfr-001.jpg

Выбор редакции